ФБУЗ «Российский Регистр Потенциально Опасных Химических и Биологических Веществ Роспотребнадзора»
Журнал «Токсилогический вестник»
On-line заявка подписки на журнал «Токсилогический вестник» Online заявка подписки на журнал «Токсилогический вестник»
Переход на главную страницу
Переход на карту сайта
Хим. безопасность \ Международное и российское регулирование \

Международное и российское регулирование

← вернуться к списку статей


Пятая сессия межправительственного комитета для ведения переговоров по разработке международного юридически обязательного документа о загрязнении пластиком, в том числе морской среды (МКП-5)


С 25 ноября по 01 декабря 2024 в г. Пусан (Республика Южная Корея) состоялось Пятое заседание Межправительственного переговорного комитета по разработке имеющего обязательную юридическую силу международного договора о загрязнении пластмассами, в том числе в морской среде (далее – МПК-5).

Для участия в МПК-5 зарегистрировалось наибольшее количество за все пять заседаний – более 3800 участников, представляющих 177 стран и более 600 организаций-наблюдателей.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 16.09.2023 г. № 2498-р в состав делегации Российской Федерации на МПК-5 входили представители заинтересованных ФОИВ: Минприроды России, МИДа России, Минпромторга России, Минэкономразвития России, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Минздрава России, представители Российской академии наук. Кроме того, членами российской делегации являлись и представители бизнес-сообщества. От Роспотребнадзора в работе МПК-5 принимали участие заместитель директора по научной работе ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора О.О. Синицына и директор РПОХБВ ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора Х.Х. Хамидулина.

Пятая сессия Межправительственного комитета по ведению переговоров была объявлена открытой Председателем Межправительственного комитета по ведению переговоров Луисом Вайясом Вальдивьесо (Эквадор) 25 ноября 2024 года. Со вступительными заявлениями выступили: Вайяс Вальдивьесо, Председатель Межправительственного комитета по ведению переговоров; Ингер Андерсен, Директор-исполнитель ЮНЕП; Юн Сук Ёль, президент Республики Корея, с видеообращением; Чо Тхэ Юль, министр иностранных дел, Республика Корея, с видеообращением; Ким Вансуп, министр окружающей среды, Республика Корея; и Джойти Матхур-Филипп, Исполнительный секретарь Межправительственного комитета по ведению переговоров.

До начала проведения МПК-5 30 октября 2024 г. на сайте МПК-5 был размещён «Неофициальный документ 3» Председателя МПК Luis Vayas Valdivieso (Non-Paper 3 from the Chair of the Committee), который, согласно преамбуле, опирается на материалы, поступившие от правительств, региональных групп, специализированных документов, наблюдателей и международных организаций, имеющих опыт работы с многосторонними природоохранными соглашениями. Этот неофициальный документ предлагался в качестве основы для переговоров на МКП-5. Он представлял в более лаконичном виде, чем согласованный на МПК-4 документ, точку зрения Председателя. Хотя «Неофициальный документ 3» не был согласован ни одной из сторон МПК-5, на открытии было предложено использовать этот документ в качестве основы для обсуждений в контактных группах, а согласованный по результатам заседания МПК-4 текст документа – в качестве справочной информации.

Для обсуждения текста проекта Соглашения были сформированы 4 контактные группы (КГ), которые рассматривали отдельные статьи «Неофициального документа 3»:

  • КГ 1 – Изделия из пластмасс и требующие внимания химические вещества, используемые в изделиях из пластмасс (ст. 3), Исключения (ст. 4), Проектирование изделий из пластмассы (ст. 5), Снабжение (ст. 6), Определения (ст. 2);
  • КГ 2 – Выбросы и высвобождения (ст. 7), Обращение с отходами пластмасс (ст. 8), Имеющееся загрязнение пластмассами (ст. 9), Справедливый переход (ст. 10);
  • КГ 3 – Финансирование, включая создание механизма финансирования (ст. 11), Создание потенциала, технологическая помощь и передача технологий, включая международное сотрудничество (ст. 12);
  • КГ 4 – Цель (ст. 1), Предмет – Преамбула – Принципы – Осуществление и соблюдение (ст. 13), Национальные планы (ст. 14), Представление отчетности (ст. 15), Оценка эффективности и мониторинг (ст. 16), Обмен информацией (ст. 17), Информирование, просвещение и исследования (ст. 18), Здравоохранение (ст. 19), Конференция Сторон, включая способность создания вспомогательных групп (ст. 20), Секретариат (ст. 21), Заключительные положения (ст. 22–32).

Представители Роспотребнадзора О.О. Синицына и Х.Х. Хамидулина принимали участие в работе КГ 4.

После 4 дней переговоров 29 ноября 2024 г. Председателем был предложен новый текст договора «Неофициальный документ, содержащий проект текста Председателя Комитета» (далее – проект текста Председателя), с использованием которого с самого начала начались обсуждения на заседаниях КГ, продолжавшиеся вплоть до глубокой ночи с 30.11 на 01.12.2024 г.

В результате затянувшихся переговоров в контактных группах и последовавших 01 декабря 2024 г. заседаний руководителей делегаций был опубликован новый текст Соглашения «Текст Председателя», изобилующий скобками (возможные формулировки или дополнения) или вариантами положений статей. Таким образом, в ходе Пятого раунда переговоров, направленного на заключение международного договора по борьбе с загрязнением окружающей среды пластиком, соглашение не было достигнуто.

Страны разделились на два непримеримых лагеря:

  • государства, которые требуют сокращения объёмов производства первичного пластика; включения в пластиковый договор контроль химических веществ в пластике; принятия решений большинством голосов при отсутствии консенсуса;
  • государства, которые категорически отрицают требования по сокращению объёмов пластикового производства; обязательного контроля химических веществ, используемых для изготовления пластика, подмены консенсуса голосованием.

Секретариатом МПК было предложено провести ещё один раунд переговоров МПК-5/2 в Найроби (Кения) в феврале 2025 года.

Однако Стороны предложили провести очередную встречу не раньше, чем через полгода, чтобы у государств было время на обсуждения и возможное сближение позиций.