ФБУЗ «Российский Регистр Потенциально Опасных Химических и Биологических Веществ Роспотребнадзора»
Журнал «Токсилогический вестник»
On-line заявка подписки на журнал «Токсилогический вестник» Online заявка подписки на журнал «Токсилогический вестник»
Переход на главную страницу
Переход на карту сайта
Хим. безопасность

Химическая безопасность

← вернуться к списку статей


Заседание специальных экспертных рабочих групп открытого состава по вопросам веществ, вызывающих обеспокоенность в составе пластика


С 24 по 28 августа 2024 в г. Бангкок (Тайланд) состоялось заседание специальных экспертных рабочих групп открытого состава по вопросам веществ, вызывающих обеспокоенность в составе пластика, и дизайна пластика, а также по финансовым механизмам в рамках подготовки к пятой сессии Межправительственного переговорного комитета по разработке имеющего обязательную юридическую силу международного договора по борьбе с загрязнением окружающей среды, в том числе морской, пластиковым мусором.

В составе делегации Российской Федерации на были представители заинтересованных ФОИВ: Минприроды России, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Минпромторга России, Минэкономразвития России, а также представители бизнес-сообщества РФ по производству полимеров. Роспотребнадзор был представлен ФБУН ФНЦГ им. Ф.Ф.Эрисмана в лице директора филиала РПОХБВ Х.Х.Хамидулиной.

В работе Конференции Сторон приняли участие более 1200 экспертов из более чем 76 государств.

Широкая дискуссия, занявшая первые 3 дня касалась вопроса, в какой степени химические вещества, вызывающие беспокойство в пластиковых изделиях, подпадают под действие резолюции 5/14. Российской Федерацией, Саудовской Аравией, Ираном было предложено, чтобы обсуждение касалось загрязнения пластиком, а не химического загрязнения или жизненного цикла самих химических веществ в составе пластика.

В то время как государства Европейского союза, Канада, Австралия, Кения, Колумбия, островные государства и другие высказывали мнение о том, что резолюция UNEA 5/14 касается полного жизненного цикла пластика, включая содействие устойчивому потреблению и производству пластика, которое включает неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, тем самым включая химические вещества, вызывающие озабоченность.

В ходе обсуждения было отмечено, что:

  • Все химические вещества могут быть вредными, поскольку риск зависит от характеристик опасности и уровней воздействия.
  • Использование опасных химических веществ в пластиковых изделиях влияет на права человека, включая право человека на здоровье и право человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду.

Был высказан ряд общих соображений, которые могут помочь в разработке любого подхода к химическим веществам, вызывающим обеспокоенность в пластиковых изделиях, включая следующие:

  • Должна быть взаимодополняемость положений инструмента, включая любые положения о химических веществах, вызывающих обеспокоенность в пластиковых изделиях, дизайне продукции, прозрачности, маркировке и отчетности.
  • Подходы должны быть сосредоточены только на химических веществах, вызывающих обеспокоенность в пластиковых изделиях, а не на других применениях или самих полимерах.
  • Подходы должны быть целенаправленными, реализуемыми и обеспечивать гибкость для рассмотрения различных контекстов, при этом оставаясь достаточно амбициозными, чтобы обеспечить значимые результаты.
  • Подходы должны основываться на надежных знаниях, включая научные данные и существующие передовые практики из существующих МЭС, что позволяет обеспечить широкое участие.
  • Необходима взаимодополняемость с существующими глобальными и национальными правилами по химическим веществам, которые могут отличаться по своим подходам и механизмам.
  • Для адекватного регулирования требуется повышение прозрачности в отношении химического состава пластиковых изделий.
  • В соответствии с принципами ВТО следует принять наименее возможные меры по ограничению торговли, и меры не должны приводить к ненужным ограничениям или дискриминации в международной торговле.
  • Подходы должны учитывать наличие, доступность и финансовую доступность безопасных альтернатив и заменителей, а также продвижение устойчивых методов в соответствующих отраслях.
  • Важность растущих проблем в нисходящей цепочке, включая устаревшие пластмассы и переработку продуктов, следует учитывать при рассмотрении подхода полного жизненного цикла.
  • Финансирование исследований, инноваций и разработок также потребуется для выявления и разработки безопасных альтернатив химическим веществам, вызывающим беспокойство в пластиковых изделиях.

Жесткие дискуссии касались выявления и анализа возможных подходов, основанных на критериях и не основанных на критериях, в отношении химических веществ, вызывающих обеспокоенность в пластиковых изделиях, с учетом их использования и применения. РФ и ее союзники придерживались позиции приоритета критериального подхода, и только в отдельных случая возможно применение некритеиального подхода.

Представитель Роспотребнадзора в рамках переговорного процесса вел активную работу с членами делегации, пытаясь донести, что вещества в составе пластика, действительно, вызывают озабоченность, т.к. это бисфенолы, парабены, короткоцепочечные фталаты, перфторсоединения, тяжелые металлы, такие как хром 6-валентный, свинец, кадмий, кобальт, никель и т.д., являющиеся канцерогенами, мутагенами, репротоксикантами, эндокринными разрушителями, способные мигрировать в продукты питания, питьевую воду и другие объекты среды обитания человека. Кроме того, регулирование веществ, вызывающих обеспокоенность, является основой химической безопасности, о чем свидетельствуют технические регламента ЕАЭС и проект национального технического регламента «О безопасности химической продукции». Кроме того, коллегам было предложено поддержать включение в текст будущего соглашения прозрачных научно обоснованных критериев отнесения химических веществ к веществам, вызывающим обеспокоенность, на основании оценки опасности, которые бы позволили на национальном уровне разработать перечень веществ, вызывающих обеспокоенность, применительно к пластику. Кроме того, было предложено поддержать необходимость единого международного научно обоснованного прозрачного подхода для оценки риска, на основании которого на национальном уровне с учетом баланса рисков для здоровья и социально–экономического развития страны принимать запретительно-ограничительные меры. Категорически возражать против включения сразу в текст договора по пластику вещества к запрещению, как предлагает Норвегия.

Данная позиция представителем Роспотребнадзора была озвучена еще в Москве в подготовительный период. Следует с удовлетворением отметить, что она была поддержана заинтересованным бизнес-сообществом и Федеральными органами власти и озвучена на заседании в Бангкоке.