ФБУЗ «Российский Регистр Потенциально Опасных Химических и Биологических Веществ Роспотребнадзора»
Журнал «Токсилогический вестник»
On-line заявка подписки на журнал «Токсилогический вестник» Online заявка подписки на журнал «Токсилогический вестник»
Переход на главную страницу
Переход на карту сайта
Симпозиум «Актуальные проблемы химической безопасности» \ Резолюция симпозиума

Резолюция симпозиума

Резолюция симпозиума «Актуальные проблемы химической безопасности», посвященного 20-летию со дня образования ФБУЗ «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспотребнадзора

5 декабря 2012г. г. Москва

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.11.2012г. № 1098 ФБУЗ "Российским регистром потенциально опасных химических и биологических веществ" Роспотребнадзора проведен симпозиум "Актуальные проблемы химической безопасности", посвященный 20-летию со дня образования ФБУЗ 'Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ" Роспотребнадзора.

В работе симпозиума приняли участие 80 специалистов, представляющих органы и организации Роспотребнадзора, РАМН, ФМБА России, РСПП, системы высшего профессионального образования (1МГМУ им. И.М.Сеченова, ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова, РМАПО, МГУ им. М.В.Ломоносова, РХТУ им.Д.И.Менделеева), государственных и муниципальных учреждения здравоохранения и других организаций.

Участниками симпозиума "Актуальные проблемы химической безопасности" обсуждались:

  • Актуальные медико-биологические аспекты химической безопасности.
  • 20-летний опыт информационно-аналитической деятельности ФБУЗ "Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ" Роспотребнадзора.
  • Проблемы гармонизации российских гигиенических нормативов средств защиты растений с международными.
  • Современные подходы и методы оценки безопасности искусственных наноматериалов.
  • Вопросы лекарственной безопасности.
  • Токсикологическая ситуация и организация медицинской помощи при острых отравлениях в Российской Федерации.

Участники симпозиума в своих выступлениях отмечали:

  • единство мирового сообщества в понимании химического фактора как интегральной опасности нанесения ущерба здоровью человека и окружающей природной среде, требующей значительных совместных усилий по ее регулированию;
  • необходимость гармонизации российской нормативно-правовой базы в области безопасного регулирования химических веществ с решениями и рекомендациями ОЭСР;
  • необходимость разработки гигиенических нормативов для чрезвычайных ситуаций;
  • необходимость подготовки специалистов в области профилактической, клинической, лекарственной, военной токсикологии;
  • отсутствие в Едином перечне товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза химических веществ из 27, 28 и 29 групп (коды ТН ВЭД ТС), обладающих репротоксическим, канцерогенным, мутагенным действием, которые в странах Европейского Союза (по директиве REACH), США (директива TSCA) подпадают под обязательную разрешительную процедуру ( регистрация, авторизация);
  • необходимость ужесточения регулирования надзорными органами биологических веществ, обращающихся на территории РФ;
  • позитивный 20-летний опыт информационно-аналитической деятельности ФБУЗ "Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ" Роспотребнадзора;
  • роль "Информационных карт", Федерального регистра и базы данных ФБУЗ "Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ" Роспотребнадзора как основных источников информации для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также других федеральных органов исполнительной власти, промышленности;
  • необходимость расширения и укрепления ФБУЗ "Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ" Роспотребнадзора как основной информационно-аналитической структуры Роспотребнадзора по обеспечению безопасного обращения химических и биологических веществ;
  • в области лекарственной безопасности: недостаточную изученность медицинских препаратов в доклинических и клинических испытаниях; необходимость усиления мониторинга побочных эффектов препаратов; изучения механизмов комбинированного действия лекарственных средств; необходимость борьбы с фальсификацией лекарственных средств;
  • актуальность гармонизации российских величин максимально допустимых уровней (МДУ) остаточных количеств пестицидов в растительной продукции с международными стандартами (ФАО/ВОЗ, ЕС. ЕРА). Основополагающим отечественным методическим подходом при обосновании МДУ в России был и остается принцип комплексного гигиенического нормирования;
  • роль в структуре острых химических отравлений этилового алкоголя, наркотиков, окиси углерода, в числе причин преждевременной смертности в трудоспособном возрасте от неинфекционной патологии;
  • наметившуюся тенденцию к снижению общего количества смертельных исходов при острых химических отравлениях с 64,7 на 100 тысяч населения в 2002 г. до 41,3 в 2010;
  • важность такого современного направления развития специализированной токсикологической помощи как расширение сети информационно-консультативных токсикологических центров в качестве доступного и экономически менее затратного вида токсикологической помощи;
  • создание единой системы оценки безопасности наноматериалов, включая их выявление, идентификацию, токсикологические и медико-биологические исследования, отбор проб, гигиеническое нормирование, надзор и контроль, оценку рисков и управление рисками, посредством разработки и утверждения Главным государственным санитарным врачом РФ 50 нормативно-методических документов;
  • недостаточность достоверной информации о возможных вредных воздействиях на организм человека вновь синтезируемых наночастиц и наноматериалов;
  • необходимость возрождения преподавания токсикологии в высших учебных заведениях.

По результатам выступлений и обсуждений ведущих специалистов в области профилактической, клинической, лекарственной токсикологии участники симпозиума предлагают следующее:

  • активизировать участие РФ в международном процессе по безопасному регулированию химических веществ, посредством гармонизации отечественной нормативно-методической базы с международной, внедрения в стране принципов надлежащей лабораторной практики, Согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ, создания и реализации национальной программы по систематическому изучению обращающейся на рынке химической продукции, выведению из оборота химических веществ и смесей высокой степени риска и замещения их безопасными аналогами;
  • разработать и постоянно актуализировать перечни запрещенных и строго ограниченных химических веществ, как на национальном уровне, так и в рамках Таможенного союза, т.к. в настоящее время запрещению и ограничению подлежат только химические вещества, подпадающие под действие международных конвенций и других соглашений;
  • просить Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решить вопрос о включении в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза химических веществ из 27, 28 и полностью 29 групп (коды ТН ВЭД ТС) (тяжелые металлы и их производные, нефтепродукты, ароматические углеводороды и их производные, кислоты, щелочи), т.к. вещества из этих групп являются репротоксикантами, мутагенами, канцерогенами, которые в странах Европейского Союза (директива REACH), США (директива TSCA) подпадают под обязательную разрешительную процедуру;
  • ужесточить регулирование Роспотребнадзором биологических веществ, обращающихся на территории РФ;
  • расширить и укрепить ФБУЗ "Российского регистра потенциально опасных химических и биологических веществ" Роспотребнадзора как основную информационно-аналитическую структуру Роспотребнадзора по обеспечению безопасного обращения химических и биологических веществ;
  • повысить качество доклинических и клинических испытаний лечебных средств;
  • необходимо усилить мониторинг побочных эффектов лекарственных средств с последующим внесением этой информации в аннотацию к препарату;
  • сделать обязательным изучение механизмов комбинированного действия лекарственных средств;
  • необходимо усилить борьбу с фальсификацией лекарственных средств;
  • расширить исследования по оценке безопасности и эффективности использования наноматериалов с применением современных методов исследования, в том числе молекулярно-генетического, протеомного и метаболомного анализа;
  • гармонизировать подходы российского и зарубежных законодательств по оценке безопасности наноматериалов и продукции нанотехнологий;
  • продолжить работу по гармонизации российских и международных МДУ (максимально допустимых уровней) остаточных пестицидов, а также методических подходов к оценке риска поступления пестицидов с пищевыми продуктами;
  • усилить контроль за продажей опасных химических веществ населению, таких как дихлорэтан в качестве клея, уксусная кислота концентрированная (уксусная эссенция) и др.;
  • обеспечить более тесное сотрудничество Научно-практического токсикологического центра с Роспотребнадзором в части доступа к данным осуществляемого им токсикологического мониторинга;
  • ходатайствовать о восстановлении спецфармкомиссии для регистрации антидотов,
  • ходатайствовать перед Роспотребнадзором и Минздравом России о возрождения преподавания токсикологии в высших медицинских учебных заведениях страны.

Резолюция одобрена участниками Симпозиума 5 декабря 2012г.