ФБУЗ «Российский Регистр Потенциально Опасных Химических и Биологических Веществ Роспотребнадзора»
Журнал «Токсилогический вестник»
On-line заявка подписки на журнал «Токсилогический вестник» Online заявка подписки на журнал «Токсилогический вестник»
Переход на главную страницу
Переход на карту сайта
Химическая безопасность

Химическая безопасность

← вернуться к списку статей


Отчет о седьмом совещании Комитета по рассмотрению химических веществ (СRC) Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (Рим, 28 марта - 1 апреля 2011г.)


8 марта 2011г. Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым был подписан закон N 30-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле". Присоединение России к Роттердамской конвенции позволит предотвратить ввоз на территорию страны веществ, способных нанести ущерб здоровью человека и среде его обитания. Кроме того, ратификация Российской Федерацией этой конвенции даст возможность вести переговоры о предоставлении финансовой и технической поддержки для развития необходимой инфраструктуры и потенциала в области рационального использования химических веществ на протяжении всего их жизненного цикла, включая исследования по оценке риска, разработку и выполнение национального плана действий в области безопасного обращения химических веществ в международной торговле.

В связи с вышеизложенным присутствие на указанном заседании Российской делегации в составе представителей Минздравсоцразвития, Роспотребнадзора и НИИ медицины труда РАМН имело особое значение и рассматривалось как заявка на активное участие России в деятельности этого международного соглашения.

Комитет по рассмотрению химических веществ Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (далее - Комитет) представляет собой орган, задачей которого является разработка рекомендаций по включению в Приложение III Роттердамской конвенции пестицидов и химических веществ, запрещённых или ограниченных к применению в отдельных странах-членах Роттердамской конвенции, а также подготовка документов для принятия решения на совещаниях Сторон Конвенции.

На заседании присутствовали 29 членов Комитета и 59 наблюдателей от 36 стран членов и не-членов Роттердамской Конвенции.

На седьмом совещании Комитета были рассмотрены следующие вопросы:

  • выборы новых членов Комитета на очередной 4-х летний период;
  • рассмотрение документа для принятия решения по пестициду азинфос-метилу;
  • рассмотрение уведомлений об окончательных регламентационных постановлениях в отношении пестицидов: амитраза, карбарила и эндосульфана, а также стойких органических загрязнителей: перфтороктансульфоната, его солей и производных, пентабромбифенила и его коммерческих смесей, пентахлорбензола и октабромдифенилового эфира и его коммерческих смесей;
  • рассмотрение предложения Буркина Фасо по включению пестицида "Грамоксан Супер" в Приложение III Роттердамской конвенции.

В ходе работы было отмечено, что в настоящее время необходимо избрание 14 новых членов Комитета взамен тех, чей срок полномочий истекает в сентябре 2011 года. Также были избраны новые члены Бюро Комитета: Армения (от региона Центральной и Восточной Европы), Судан (от Африканского региона) и Испания (от Западной Европы). Представитель Катара был избран как исполняющий обязанности Председателя Комитета до рассмотрения его кандидатуры на Пятой Конференции Сторон Роттердамской конвенции.

По итогам работы Комитета:

  • признан удовлетворяющим всем необходимым требованиям для представления на рассмотрение совещания Сторон Конвенции Документ для принятия решения по включению азинфос-метилу в Приложение Ш Роттердамской , содержащее перечень запрещенных и строго ограниченных химических веществ;
  • рекомендовано начать подготовку Документов для принятия решения о внесение в Приложение Ш с установленным графиком работ по перфтороктана сульфоновой кислоте, её солям и перфтороктана сульфонилу; петабромдифениловому эфиру и его коммерческим смесям, содержащим тетрабромдифениловый и пентабромдифениловый эфиры; октабромдифениловому эфиру и его коммерческим смесям . Считается, что представленные уведомления соответствуют критериям Конвенции, и эти вещества будут рассмотрены Конференцией сторон в первую очередь.
  • отмечено, что в связи с тем, что по амитразу, карбарилу и пентахлорбензолу получены уведомления только от одной Стороны из двух регионов, что предусмотрено Конвенцией, то оснований для дальнейших действий в отношении этих веществ на сегодняшний день нет.

Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса по включению в Приложение III Роттердамской конвенции эндосульфана, как пример необходимости соблюдения всех формальных юридических процедур, предусмотренных для составления уведомлений о запрете или ограничении использования того или иного вещества для дальнейшего рассмотрения вопроса о включении этого вещества в Приложение III Роттердамской конвенции. При этом, при представлении уведомления для дальнейшего рассмотрения на Комитете и, впоследствии, на совещании Сторон Конвенции, по веществу должна быть проведена оценка рисков, соответствующая требованиям пункта b) Приложения II Конвенции. Несоблюдение этих условий привело к тому, что вопрос был отложен до 6-ого заседания Конференции сторон. Был принят план и график подготовки проекта документа для принятия решения с последующим его повторным рассмотрением на 8-ом заседании Комитета по рассмотрению химических веществ. При обсуждении этого пестицида было отмечено, что его запрещение в Стокгольмской конвенции также вызвало возражения ряда стран, в результате чего было решено, что запрещение может быть принято с оговорками и исключениями, что позволит развивающимся странам располагать определенным промежутком времени для приведения в соответствии их практики с международными решениями. Такие исключения в Роттердамской конвенции не предусмотрены.

По представленному на рассмотрение Комитета уведомлению от Буркино Фасо с подтверждающими документами по пестициду "Грамоксан Супер" (эмульгируемый концентрат, содержащий 200 г/л параквата дихлорида в качестве особо опасного пестицидного состава) принято решение продолжить подготовку документа по обоснованию внесения указанного препарата в Приложение Ш и рассмотреть его на следующем заседании Комитета.

На заседании были рассмотрены некоторые аспекты организационного характера работы Комитета, в частности важная нагрузка, которую несут межсессионные рабочие группы по подготовке проектов документов по принятию решений по конкретным химическим веществам и пестицидным составам. Отмечена положительная сторона более тесного сотрудничества Роттердамской и Стокгольмской конвенций на национальном уровне, что проявилось при проведении семинаров по проблемам указанных конвенций, организованных при поддержке секретариатов Конвенций в Египте, Шри Ланки и Мексике в целях расширения понимания роли Конвенций в обеспечении химической безопасности и ознакомления специалистов на национальном уровне с механизмом их работы. В научном отношении опять был поднят вопрос о трактовке и уточнении понятия "оценки и исследования риска" для целей Роттердамской Конвенции.

Рекомендации Комитета по рассмотрению химических веществ будут вынесены на утверждение заседания Конференции сторон Роттердамской конвенции, которое состоится с 20 по 24 июня 2011г.

Следует отметить, что все рассматриваемые на седьмом совещании Комитета пестициды не представляют интереса для Российской Федерации, так как их использование запрещено национальным законодательством.

В то же время, Российская Федерация заинтересована в сохранении дифференцированного подхода к регулированию различных видов химических веществ и различных видов деятельности с их использованием в международной торговле.

Данное совещание в очередной раз показало чрезвычайную важность участия Российской Федерации в работе основных и вспомогательных органов Конвенции для полноценного и полноправного обеспечения российских внешнеэкономических и внешнеполитических интересов. Для этого необходимо скорейшее завершение процедуры присоединения к Роттердамской конвенции Российской Федерацией. В настоящее время отсутствовала возможность выдвижения представителя Российской Федерации в состав Комитета на последующие четыре года и, соответственно, не имелось возможности оказывать непосредственное влияние на ход рассмотрения веществ - кандидатов для включения в Приложение III Конвенции и принятие окончательных решений Комитетом и Совещанием сторон Конвенции.

Следует также отметить, что присоединение к Роттердамской конвенции Российской Федерации было тепло воспринято Секретариатом конвенции. Секретариатом Роттердамской конвенции было предложено российской стороне в 2012 году проведение рабочего совещания, посвященного механизмам реализации Роттердамской конвенции в Российской Федерации, с участием и финансовой поддержкой как Секретариата конвенции, так и других структур ООН.